Отцвели уж давно хризантемы…

В этом номере ярко представлены цветущие зимой кактусы, выращиваемые в Никитском ботаническом саду.

Но в Никитском ботаническом саду зацвели кактусы. По-видимому, уютно живется им в оранжерее.  А рядышком, на каменной горке, кактусы растут уже под открытом небом. Есть здесь и маленькие, как ежики, а есть и большие, под тонну весом, так называемые «колючие пуфики». Самые красивые из них сотрудники сада наряжают вместо елки на новогодние праздники.

— Сотрудники сада украсили под Новый год такие виды кактусов, как церецсы, эспостоа, «золотой шар», опунции и другие, — говорит начальник цеха декоративного садоводства Никитского ботанического сада Ольга Гончарова. — Посетителям очень нравится, останавливаются, фотографируются на фоне украшенных кактусов.

По словам Ольги Гончаровой, традиция украшать кактусы в Новый год появилась около 10 лет назад. Делать это начали с момента появления в саду кактусовой экспозиции.

В благородном семействе кактусов больше всего опунций, среди зимы у них созревают плоды. Знатоки говорят, что они вполне съедобны. Напоминают нечто среднее между огурцом и арбузом.

У агав листья мясистые, крупные, до двух метров. В Мексике, где кактус изображен даже на национальном гербе, из них делают веревки и канаты, лекарства. А еще гонят спирт для знаменитой текилы. Вообще агавы размножаются довольно легко, а вот юкка алоэлистная зрелых семян не дает.

В Никитском ботаническом саду кактусы выдерживают серьезные крымские морозы и все благодаря цветению: растут-растут и раз — подарят заботливым хозяевам прекрасные цветки. Неповторимое зрелище — снег, морозы, а кактусовая оранжерея в цвету.

А в городе том сад…

В 1811 году при активном участии известного ученого-ботаника, инспектора по шелководству юга России М. Биберштейна, в Петербурге был подписан Указ «Об учреждении в Крыму императорского казенного ботанического сада». В том же году у деревни Никита у местного помещика Смирнова куплено 375 десятин земли. Пост директора сада М. Биберштейн предложил своему помощнику, 30-летнему ученому Х.Х. Стевену. Уже в сентябре 1812 года сделали первые посадки. Так было положено начало современному Государственному Никитскому ботаническому саду. За 14 лет неутомимой деятельности Х.Х. Стевен, прозванный впоследствии «Нестором русских ботаников», собрал более 450 видов экзотических растений.

Ныне живая коллекция сада насчитывает 30 тысяч видов, гибридов и сортов растений практически всех стран мира. Невозможно в нескольких строках описать сокровища этого живого музея природы!

Поражает воображение богатая коллекция хвойных растений. В «Книге рекордов Гиннеса» низменно присутствует секвойя — мамонтово дерево. В Никитском саду несколько видов этих гигантских растений.Тридцатиметровые секвойя дендроны — еще младенцы, им нет и 150 лет, но диаметр их стволов 170 см. На родине, в Калифорнии это дерево вырастает до 100 м и более, его возраст достигает 2-3 тыс. лет. Название дерева происходит от имени знаменитого вождя племени ирокезы Секвойи — создателя первой индейской письменности.

Кедр ливанский украшает не только флаг своей родины, но и ландшафты Никитского сада. Издревле и повсеместно он очень высоко ценился. Из его древесины строили храмы и корабли, а также было возведен храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес света.

Соревнуются с кедрами, привлекая внимание посетителей, сосны. Есть здесь сосна итальянская и алеппская, названная в честь города Алеппо в северной Сирии. Крона последней склоняется в сторону юга, поэтому ее часто называют деревом — компасом. Необычная редкая сосна с очень длинной свисающей хвоей, названа в честь легендарного вождя ацтеков Монтесумы.

Конечно, в саду обитают не только хвойные. Здесь можно увидеть удивительное гинкго, появившееся на Земле около 150 миллионов лет назад. «Живой окаменелостью» назвал это дерево великий Чарльз Дарвин.

Не менее любопытны коренные крымские деревья. В Никитском саду представлены дуб пушистый, которому свыше 500 лет, можжевельник высокий, земляничник лекарственный и другие эндемичные виды.

Как рассказать обо всем многообразии Никитской флоры? Машут веерами пальмы, приковывает любопытный взор аллея дубов каменных, древесиной которых настолько плотна, что тонет в воде. Шелестят листьями заросли бамбука, вырастающего в сутки на 40 см, а двенадцать стволов дзельквы граболистной срослись и переплелись в один — такова биологическая особенность этого дерева.

Обычно экскурсии заканчиваются у склоненной ивы вавилонской, которая, как и все «плакучие», склонна к меланхолии. Возможно, ей просто передалась легкая печаль тысяч человек, сожалеющих о расставании с местом, где люди стараются уподобиться праведному Ною, взявшему с собой в ковчег «каждой твари по паре». Кто знает, быть может во время своего плавания к Арарату он останавливался и в Никите?

Е. ГОРЮНОВА, литературный редактор.