А память — священна…

Статья подготовлена к 62-й годовщине Великой Отечественной войны. Посвящена героическому подвигу десятерых советских солдат, отстоявших село на подступах к Севастополю.

А ПАМЯТЬ СВЯЩЕННА…

Их было девятеро — советских солдат, напоровшихся в раз­ведке на батальон фашистов. Вой был беспощадный, отбивались от наседавшего врага до последнего вздоха. Восемь из них полег­ли, девятый остался живым… случайно, израненного его подобра­ли и выходили местные жители.

Всего два часа шел то1т кровавый бой. Ценой жизней своих наши войны сковали крупное соединение врага, командование которого, получив дезинформацию, приняло один — единственный танк за танковую колонну, а потому не решилось ввязываться в бой.

А со стороны уже освобожденного Симферополя рвались к Севастополю наши войска. И этот подвиг девятерых ускорил освобождение города-героя.

Благодарные потомки после войны назвали в их честь свое село Геройским, крымские художники в его музее создали панораму сражения, в школьном музее тоже есть стенды с фотографиями всех участников событий тех времен.

А на высоте, у подножия которой раскинулось село, воздвигнут монумент, к которому ведут ступени. Здесь же, на постаменте — танк.

Инициатором создания этого памятника был Михаил Власов,  председательствовавший в семи­десятые годы минувшего столе­тия в местном колхозе имени Войкова. Сам он фронтовик, в 1943 году, в неполные восемнадцать лет, попал в самое пекло — бои за Варшаву.

… Перед тем, как загнать на постамент танк, Власов прочел в глазах танкиста некое смятение. Понял: боится солдат, а вдруг свалится. И вспомнил фронтовик о наркомовских ста граммах.

Танкист приложился, потом, хрустнув поджаристой хлебной корочкой, нажал на рычаг… Танк рванул по настилу как резвый конь и застыл на постаменте в вечности.

А потом… Страну захлестнула и по­несла дорогой прихватизации реформа, народ, обнищавший и, по сути, ограбленный новым чинов­ничеством, стал думать на голод­ный желудок лишь о хлебе на­сущном. Но всегда и везде есть они — люди несущие эту память в себе, беспокойные, инициативные, они не дают покоя себе и других призывают не пребывать в забвении.

Супруга Михаила Власова Александра в 1977 году была старшей пионервожатой в шко­ле этого села, то есть была связующим звеном, если можно так сказать между педагогами и учениками. А посколь­ку с детства была активной, це­леустремленной, то и вела детей активно дорогой добрых дел. И тогда уже ее нередко посещала мысль:

— Село-то наше необычное — геройское, нельзя чтобы история его была в забвении, надо, чтобы потомки наши знали ее.

Материалы для музея собирала сама, привлекала к поиску общественность.

А вызрела идея только в 2004 году. Александра Алек­сандровна, теперь уж пенсионер­ка, с энтузиазмом взялась за дело. Нашла спонсоров. Откликнулись председа­тель СООО имени Девяти героев Нина Роман, предприниматели Анатолий Шанов, Леонид Скрипник. Помогли финансами.

Ей говорили. Это же такую, мол, гору дел надо поднять — не осилить.

— Иногда и правда приходи­ла в отчаяние, хотела все бросить, — говорит мне она. — Но муж пристыдил: раз взялась, не отсту­пай.

И сам Михаил Акимович, хотя у него в своем виноград­ном питомнике дел невпроворот, всегда подставлял свое мужское надежное плечо.

Они, Власовы, не были одино­кими в своем стремлении. По­мощь пришла, как. говорится, и сверху: поддержали идею и помогли в воплощении председа­тель совета ветеранов Сакского района Зоя Довженко, замести­тель председателя райсовета Светлана Кондратюк, и снизу: в оформлении и сборе материалов пенсионер Василий Буркин, учителя школы Оксана Гущина, Оксана Ефимова, Татьяна Тарасенко, Оль­га Савай, Надежда Савченко.

И внук Власовых, Миша Гу­щин от предложения поучаство­вать в благом деле не отказался. Он выполнил все компьютерные работы для музея.

Музей, как новый объект, об­растал службами, разделами: со­здали поисковую группу для обо­ра материалов по истории села, на стендах, с которых смотрят на вас одухотворенные лица перво­го председателя колхоза имени Войкова, передовиков пятилеток, где показано все, что строилось, что выращивалось в ту пору, дей­ствительно можно проследить всю историю этого хозяйства. А в одном из помещений — вы­ставка изобразительного творче­ства села Геройское.

И наконец комната боевой славы. От действующего здесь же музея боевой славы, где установ­лена панорама того сражения, она отличается тем, что здесь пред­ставлены фотографии родных и близких погибших, односельчан, пытавшихся спасти их, собраны материалы о фронтовиках — односельчанах.

Свято хранят память о героях жители Геройского. Но, увы, есть еще людишки, людьми назвать их язык не повернется, которые подняли руку на святая-святых — память священную. Только засиял отреставрированный монумент новизной, как эти вот лихие почти на глазах у селян нагло сняли плиты ступеней и увезли. Видно нет для таких ничего святого.

В. ПАЩЕНКО, литературный редактор.