Селекция и трансплантация в животноводстве

Статья приводит анализ сложившейся племенной базы в молочном скотоводстве, рассказывает о зарубежном опыте работы по голштинизации поголовья крупного рогатого скота.

СЕЛЕКЦИЯ И ТРАНСПЛАНТАЦИЯ

Зарубежный опыт

Исторически сложилось так, что страны бывшего Советского Союза не имеют и в ближайшее время не обретут племенной базы, сравнимой с базой стран-лидеров молочного скотоводства. Годовой удой постсоветских коров в четыре раза меньше, чем канадских голштинов.

В мясном скотоводстве — тоже ноль в результате разведения комбинированных пород. Чтобы вырваться из этой «племенной ямы» для начала надо критически взглянуть на скот, который мы разводили на протяжении прошлого столетия.

* в Украине, в России-2502 кг, в Белоруссии-2381, Казахстане-1847 кг.

По данным ФАО, за период с1969 по 1989г. хуже нас в мире прирастали удои только в Австралии и Франции (соответственно на 13.1 и 4 кг на корову в год). Причем у французов есть «оправдание»: сыропригодность молока они ценят выше всех других показателей. Десять стран-лидеров с более чем миллионным поголовьем имели следующий ежегодный прирост молочной продуктивности: Англия-38.1 кг, Италия-41, Испания-43.5, Германия- 45.5, Польша -46.3, Ирландия-72.5, Япония-74.1, Нидерланды-79.8, США-105.4, Канада-123 кг на корову в год.

В этом отношении показателен пример Венгрии, где 25 лет назад сделали ставку на голштинов и не ошиблись. Средний ежегодный прирост продуктивности в полумиллионном голштинизированном стаде страны за 20 лет составил 125.4 кг(!) на корову в год, удой вырос на 2509 кг- с 2339 до 4848 кг. Это лучший в мире показатель селекционных достижений.

Молочное стадо Украины, показав в 1991г. такую же продуктивность коров, как и в Венгрии, прибавило в удоях за 15 лет независимости на 300 кг (Венгрия- 2.5 тыс. кг).

Интересная получается история, если сравнивать два подхода к селекции скота в СССР и Канаде. Десятки профильных институтов бывшего Союза, тысячи докторов и кандидатов наук в прошлом столетии вывели сотни малопродуктивных типов и пород, но не довели до ума ни одной из них. Украина сегодня представлена 35 породами и десятками типов крупного рогатого скота (Рыбалко В.П., 2004).

Если бы усилия науки в прошедшем столетии были направлены на селекционную «шлифовку» четырех российско-украинских исторических пород, не пришлось бы сегодня избавляться от низкопродуктивного рогатого наследства.

В США и Канаде с 1990 г. были ликвидированы, выродились или оказались на грани  исчезновения 80 пород скота, ранее завезенных переселенцами со всего света в Северную Америку. В этом соревновании мировых пород «на выживание» победу по показателям рентабельности производства молока одержали голштины, имеющие голландские корни.

А «творец» сегодняшних рекордисток — простой канадский фермер, метод селекции -интуитивный отбор будущих коров по высоте в холке и типу сложения, интенсивности роста телок. Рост продуктивности молочного стада с 3 тыс.кг молока в начале века до 9-10 тыс. кг- в конце. Кто победил в этом соревновании — советская племенная наука или канадский фермер – самоучка, судить читателю.

Селекционеры не спорили с концепцией выведения  "социалистических пород", а в обход ее голштинизировали молочный скот в племенных хозяйствах через искусственное осеменение. Для закрепления генетики зарубежного голштина маскировали его под отечественные линии и типы. Там, где удалось осуществить «чистую» голштинизацию скота и не перемешать его с отечественной генетикой, сегодня принимают поздравления.

Для большинства крестьян племенной «ликбез», как это ни печально, может затянуться не на один десяток лет. Поэтому задача сегодняшнего дня – массовая голштинизация путем искусственного осеменения отечественных пород и создание специализированных мясных стад в местах вольного выпаса скота.

В Украине идет неоправданный забой на мясо молодняка и низкопродуктивных коров, половину из которых можно было бы переориентировать на «мясное» воспроизводство с помощью биотехнологии за 3-5 лет в молочно-мясное направление с высоким уровнем рентабельности.

Селекционные преимущества трансплантации эмбрионов проявляются при одновременном использовании голштинизации и мясного откорма. Для этого самую непродуктивную часть дойного стада, которой грозит выбраковка, покрывают быками мясных пород. Телки от малоудойных коров годятся на роль «суррогатных» матерей, которым пересаживают эмбрионы от лучших отечественных и зарубежных коров-доноров.

Приживляемость пересаженных зародышей — около 50%. Для приобретения эмбрионов открыты рынки многих стран без ветеринарных ограничений. Можно выбрать голштина по цвету «рубашки» (черно-пестрая и красно-пестрая масть, ориентированные соответственно для разных климатических зон, мясную породу — по популярности в мире (абердин-ангус, герефорд, лимузин, шароле).

Для элитного и элитарного скотоводства племенной молодняк необходимо приобретать в странах его выведения, на исторической родине.Скороспелые успехи«голштинизированных» стран (Венгрия, Германия, Дания, Голландия) не всегда закреплены типом сложения и, как правило, проигрывают по этому показателю странам-родоначальникам. Рост в холке европейского голштина (под стать европейским удоям) значительно ниже канадских.

В постсоветских странах практическую трансплантацию эмбрионов погубило обнищание хозяйств, отсутствие генофонда элитных пород и безразличие государства к биотехнологическим программам разведения скота.

Себестоимость производства одного эмбриона за рубежом составляет 90-170 долл., в наших условиях — наполовину дешевле, но не может быть ниже 50 долл, иначе это повлечет снижение качества эмбриосбора из-за экономии на гонадотропинах, разовых инструментах, оплате квалифицированного труда.

Фактическая рыночная стоимость эмбриона (помимо себестоимости) назначается владельцем донора в соответствии с селекционными достоинствами коровы и быка.

Для владельца, уникальной по продуктивности коровы торговля эмбрионами может стать весьма выгодным бизнесом. Для производства эмбрионов важно иметь коров-доноров с очень высокими племенными задатками.

Подсчитано, что селекционный эффект от трансплантации эмбрионов станет заметным, если за год будет обновляться не менее 1 % стада. В настоящее время, не дожидаясь милости «сверху», любой состоятельный владелец скота, планирующий свой бизнес на перспективу может начинать работу по совершенствованию своего поголовья.

(По материалам журнала «Животноводство России»).