В цвету магнолий…

Статья раскрывает секреты дендрономии, в частности такой реликтовой декоративной культуры, как магнолия.

Уголок цветовода

Уголок цветовода

Работники Никитского ботанического сада приметили парня, что-то выискивающего под раскидистыми магнолиями. В ответ на вопрос, что здесь идет, юноша вынужден был объяснять, что он — Евгений Ткачук — студент факультета лесного, садово-паркового и охотничьего хозяйства Крымского агротехнологического университета собирает семена магнолии для того, чтобы высеять их, вырастить сеянцы и, если получится, заняться интродукцией этой реликтовой декоративной культуры.

…Дендрология — это не просто путь познания мира деревьев — это увлечение студента, тяга к открытию тайн.

— Учебу в агроуниверситете начал с того, что в свободное от занятий время занялся инвентаризацией университетского парка, — рассказывает он — а потом, в процессе изучения, меня очень заинтересовали представители древнего растительного мира. Хотел познать их природу не формально, а дойти до сути.

В руки Евгению попала как-то небольшая книжица о магнолиях, выпущенная киевским ботаническим садом. Прочитал… и очень сильно захотелось студенту увидеть эту магнолию — красавицу по описанию — воочию. И он рванул в Киев, в ботанический сад.

Автор той книжки — немолодая женщина была уже на пенсии. Однако, выслушав Ткачука, «зажглась былым пламенем», почувствовав, что общается с единомышленником. Познакомила они Евгения со своим учеником — доцентом, продолжателем ее дела в ботаническом саду. И от отнесся с пониманием к увлечению студента.

Это было в апреле, киевский ботанический сад стоял уже в зеленом убранстве, но еще не все деревья и кустарники были в бурном цветении.

…И вдруг он увидел ее — магнолию листопадную Суланжу, о которой так много уже прочел и слышал от ботаников. Она стояла без листьев, и голые ветви ее были будто снегом припорошены белым цветом. И этот белый инистый шар источал щекочущий ноздри аромат, тонкий-тонкий, будто вместе цветут жасмин и ландыш.

Он стоял очарованный и мысленно представлял себе как это будет красиво если высадить Суланжу на площади перед театром и в парках своего родного Кировограда.

Коротко о культуре

Видов магнолии насчитывается около восьмидесяти. Есть древовидные, есть кустарниковые, есть вечнозеленые, есть листопадные. Вечнозеленые и многие листопадные распространены в регионах с субтропическим климатическом.

Магнолия крупноцветковая, это большое вечнозеленое  дерево. В Ялте в начале мая, когда на таких магнолиях распускаются большие, 20 см в диаметре, бокалообразные розовые  цветы, на всю округу  истощающие свой изумительный аромат, прохожие останавливаются, с восхищением взирают на такую красотищу.

Но увы, эта вечнозеленая, крупнолистная и крупноцветковая, она — то и недоступна для садовода, увлеченного декоративными культурами, даже живущего рядом с Ялтой, в Алуште. Уж слишком теплолюбива.

А вот другой ее вид — листопадный, распространенный в Юго-восточной Азии, известные его сорта Кубус, Леднеро, Звездчатая могут расти и в более жестких климатических условиях. А Суланжа — этот сорт можно уверенно рекомендовать для выращивания в условиях степного Крыма и всех других регионов Украины. По крайней мере в Киевском ботаническом саду она хорошо растет и обильно цветет. Цвет у нее белый, гораздо мельче, чем у крупноцветковой, но ни в красоте, ни в аромате ее цветкам не уступает.

Первые семена магнолии Суланжа Евгений Ткачук собрал в октябре 2002 года в Алупке у Воронцовского дворца. Собирал по зернышку, мелкие, в ярко-красной оболочке, набрал до 1,5 тысячи зернышек.

Проходившие мимо работники библиотеки шутили:

— Половина грибов — наша!

Они ведь не знали, что он не грибы собирает.

… А собрал он с той поры до 45 тысяч семян. Это же сколько ему пришлось поползать под деревьями и кустарниками, гнуть спину, рыться в траве! Вот уж поистине — охота хуже неволи.

Когда привез семена домой, дал им с неделю отлежаться, потом очистил от оболочки и поблескивающие черным глянцем высадил потом во дворе своего дома. Весной переживал. С ранней весны ни один росток не пробился. Но вот в конце мая вдруг вздулась почва и из нее пробилась густая щетка всходов.

Весной всходы он пикировал. И тут вдруг напасть. К сеянцам оказались равнодушными и грибки, и все другие болячки, но их сильно полюбили слизни. Пришлось с ними бороться всеми известными средствами и способами.

Результат этой кропотливой работы следующий — 43 четырехлетних саженца 40 сантиметровой высоты. Это от первой посадки.

Вторая тоже была изначально неудачная. На стратификацию положил семена в холодильник, а в 2005 году 4800 штук высеял под зиму в смесь садовой земли с сосновым наземом. Посадил густо 2 на 2 см (из-за малой площади своего садового участка). Весной они взошли поздно, во второй декаде мая. Всходы были неровные, но перезимовали растения хорошо, около тысячи готовых саженцев Евгений рассчитывает нынче от этой посадки получить.

В. ПАЩЕНКО, литературный редактор.