Надо развивать отрасли прибыльные

В статье « Надо развивать отрасли прибыльные» председатель СПК « Большевик » Красногвардейского района, кандидат экономических наук В. Родченко размышляет о том, какими глубями идти в решении проблем рыночной экономики АПК.

НЕУВЕРЕННОСТЬ — НЕ ПОМОЩНИК ДЕЛУ

До реформ, которые проводятся в сельском хозяйстве,основные денежные поступления, а тем более прибыль, исходили именно от садоводства, животноводства, и виноградорства.

Наши фрукты и виноград, продукция их переработки и овощей, а также мяса и молока были востребованы не только на рынках Украины, но реализовались в больших объемах и в Россию,другие союзные республики. С распадом союзного государства потеряны рынки сбыта, что повлеклоза собой.

Вопреки мировому опыту мыпошли по пути бесконтрольной либерализации цен. В соответствии а это в условиях рынка привело к сокращению платежеспособного спроса массовых потребителей продовольствия, что и обусловило ликвидацию системы оптовой и розничной торговли, рассчитанной на удовлетворение потребностей в качественных продуктах питания всех слоев общества, и формирование вместо неё таких рынков, на которых качественные продовольственные товары недоступны в необходимом объеме для десятков миллионов потребителей.

Перспективно развивать агропромышленный комплекс — это, прежде всего, снижать себестоимость продукции. Только при этом условии крымская продукция будет востребована и мы сможем конкурировать со странами Евросоюза. Но чтобы снизить себестоимость, нужна стабильность в ценовой политике.К сожалению, стало традицией накануне уборки зерновых поднимать цену на горюче — смазочные материалы. Накануне сева — снова цены растут. Куда деваться бедному крестьянину? Он теряет оборотные средства. Не только дизтопливо — бензин дорожает. И услуги тоже. И никто не учитывает цикличности затрат. Себестоимость зависит и от технического оснащения АПК. Если внедрять высокопроизводительную технику — продукция становится более конкурентоспособной и себестоимость снижается. А что у нас? Старые, «перелатанные» «Доны», «Нивы», тракторы и другая сельхозтехника.

Негативные стороны проводимых в аграрном секторе реформ не обошли и наше хозяйство. Хотя я, как руководитель, все делал для сохранения и развития не только полеводства, но и садоводства, виноградарства, овощеводства, а также животноводства, для переработки сельскохозяйственной продукции.

Сегодня же у нас успешно развивается зерновое хозяйство и возделывание других полевых культур, есть животноводство и переработка, но не стало садоводства и виноградарства, не занимаемся мы и выращиванием овощей. Причины разные, но основными из них являются потери былых рынков сбыта и дороговизна ресурсов.

Что касается зернового хозяйства, то в прошлом году мы собрали 9 тыс. тонн зерна при урожайности 30 ц/га. Нынче рассчитываем превзойти эти показатели. Прежде всего, много внимания уделяем сортовому составу озимых культур. Хорошо себя показали такие сорта как «Повага», «Пошана», которые стабильно дают урожайность в пределах 40 центнеров с гектара, одесские сорта «Виктория» и «Лада». Зерно лучший его сорт.

Конечно, у нас есть и проблемы. В основном с реализацией зерна. Пшеницу 4-го класса продаем стихийным зернотрейдерам, а  зерно более высокого качества помещаем в склады на хранение в надежде на то, что цена повысится. Цены, к сожалению, повышаются очень медленно в сравнении с тем, как они растут на с электричество, которое сегодня стоит 34 копейки за киловатт, горючесмазочные материалы, цена которых почти достигла доллара за литр. Рекомендации, которые сегодня нам дают ученные, на практике не подтверждаются. Мы хотим получать высококачественные урожаи, но техника уже давно находится в изношенном состоянии, является проблемой и  возрастной состав механизаторов и многое другое.

Все это заставило совершенствовать затратный механизм. Меньше стали пахать поля, больше перешли на поверхностную обработку почвы, с помощью тяжелых дисковых борон. Это даёт возможность заделывать стерневые остатки, подготавливать почву более качественно и в срок — меньше расходуется горюче-смазочных материалов, при этом сохраняется влага, так необходимая для крымского полеводства.

Когда мне Крымский государственный аграрный учебно-консультационный центр предложил сотрудничество с Канадско-украинским зерновым проектом, я с удовольствием согласился. Надеюсь, что это сотрудничество поможет нашему хозяйству в повышении культуры ведения зернового производства и снижении себестоимости.

Однако посреднические структуры взвинтили цены в десятки раз, а стоимость сельхозпродукции выросла незначительно. В результате этого и возник диспаритет цен. Сейчас можно его исправить только путем государственного регулирования в аграрном секторе. Опыт функционирования стран с развитой экономикой позволяет утверждать, что их правительства являются активными участниками процесса управления рисками, присущими аграрной сфере, помогают производителям и потребителям более успешно справляться с риском. Мы такой помощи от государства практически не видим.

Включение хозяйств Украины в мировую экономику при участии ВТО должно содействовать повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции, улучшению её качества с учетом мировых стандартов, развитию конкурентного производства. Либерализация торгового режима и развитие внешней торговли должны бы стать одним из источников повышения эффективности процесса во всех сферах экономики Украины. Но произойдет ли это и как скоро? А вот внутренний рынок нашей страны широко откроется для других стран, как это предусматривается правилами ВТО.

Раскроют ли свои рынки для нашей продукции западные партнеры? Пока видим лишь то, что идет борьба за рынки сбыта продукции и в этой экономической «битве» используются все методы.

Что ожидает сельхозпроизводителей? Множество проблем. Кредиты уже сейчас загоняют их в тупик, доводят до банкротства. Без денег они не могут приобрести средства защиты растений вносить по норме удобрения, обновлять сельхозтехнику. Как можно без денег внедрять передовой опыт, следовать рекомендациям ученых? Есть желания, но нет денег. По остаточному принципу вынуждены оплачивать труд и не потому, что сельчане плохо работают.

Заявления о том, что Украина после вступления в ВТО будет иметь доступ на рынки продукции 145 стран мира, в значительной мере декларативные. Это может быть возможным лишь тогда, когда продукция нашего аграрного сектора станет конкурентоспособной, а для этого надо сделать еще очень многое. Прежде всего, много будет зависеть от условий, в которых придется торговать сельхозпредприятиям.

   Кроме того, нашей стране, следуя мировой тенденции, нужно создавать дееспособное государственноерегиональное торговое объединение и отменить все барьеры в торговле на постсоветском пространстве и, прежде всего с Россией, чтобы сделать наше сельское хозяйство более эффективным и конкурентоспособным сектором экономики страны. Сегодня агроформирования продолжают сажать сады и виноградники, возобновив эти процессы, расширяют площади под овощами, занимаются развитием животноводства. Но делается это с большим риском. Где гарантия, что завтра снова не возникнут трудности, которые в принципе погубили село, обрекли на нищету?

Чтобы у сельхозпроизводителей было больше уверенности в своем агробизнесе, на мой взгляд, необходимо принять досрочную Программу развития агропромышленного комплекса, сделать все, чтобы она не осталась на бумаге, как те, которые принимались ранее. В ней должна быть прописана роль государства в развитии аграрного сектора. Известно, что в  развитых странах государство осуществляет систему прямых и косвенных дотаций, страхование рисков. Существует и система ориентирования сельхозпроизводителей на то, что выращивать и производить. Она помогает им в гарантированном сбыте продукции. При такой системе работы у наших сельхозпроизводителей будет сведена к минимуму неуверенность в завтрашнем дне, а это станет хорошим помощником в делах.

В. Радченко, председатель СПК «Большевик» Красногвардейского района, кандидат экономических наук.