Ведомственный надзор за охраной труда в апк арк

В статье говорится об организации ведомственного надзора за охраной труда Минестерством аграрной политики АРК, дается практический анализ несчастных случаев в сельхозпроизводстве и меры, применяемые для их ускорения.

КРЫМСКАЯ МОДЕЛЬ ВЕДОМСТВЕННОГО НАДЗОРА

            Вопрос об организации ведомственного надзора за охраной труда давно актуален. Особенно на сельхозпредприятиях, где стабильно происходит более 60% всех производственных травмирований. Крым — не исключение. Насколько это тревожит Министерство аграрной политики автономии? Какие трудоохранные мероприятия проводятся и планируются во имя защиты жизни и здоровья работающего крестьянина? Что стимулирует этот процесс и что его тормозит? На эти и другие вопросы отвечает заместитель Министра Минагрополитики Автономной Республики Крым Н. Полюшкин.

            Годназад в Судаке состоялся всеукраинский семинар-совещание «О повышении эффективности государственного надзора за охраной труда в агропромышленном комплексе и социально-культурной сфере», в котором я также принимал участие. Тогда многие из выступающих упрекали отраслевые структуры охраны труда в инертности. Можно ли сказать, что сегодня оснований для упреков нет?

            Что касаетсякрымского АПК, то благодаря усилению ведомственного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов по охране труда на сельхозпредприятиях жатва хлебов и уборка урожая поздних культур в 2006 г. прошли без несчастных случаев со смертельным исходом. Относительно спокойно прошла и нынешняя посевная кампания. В целом же за прошлый год на предприятиях АПК произошло 32 несчастных случая, в том числе — 3 групповых. В то время как в 2005 г. травмировалось 47 человек, один случай — смертельный. Количество дней нетрудоспособности в прошлом году сократилось по сравнению с позапрошлым годом на 268 рабочих дней. Чтобы читатели яснее поняли статистику, скажу: сегодня в Крыму насчитывается 2,7 тыс. сельхозпредприятий, где занято более 41 тыс. работающих.

            По-прежнему чаще всего получа­ют травмы механизаторы, животноводы (по 8), полеводы (5). Известны иглавные причины несчастий: неудовлетворительная организация труда, нарушение правил безопасности самими потерпевшими, которые давно уже стали притчей во языцех не только в АПК, но и в других отраслях.

            Типичность причин травмирования дает основания для серьезного анализа и веских выводов. Расследования несчастных случаев показывают, что основной причиной в АПК, кроме халатного отношения работников к трудовой и производственной дисциплине, являются недостатки в обучении безопасным приемам труда. А последнее — сфера контроля как раз министерства, а также его ведомственной службы охраны труда: организовать обучение, проверить знания, проконтролировать применение их на практике.

            Ясно как божий день, что мы не станем надзирать за каждым исполнителем, будь то бригадир, тракторист или доярка. На это есть руководитель хозяйства, который, в частности, отбирает и расставляет кадры. Поэтому я считаю, что обучение именно руководи­телей, специалистов предприятий является главным условием грамотной организации охраны труда, улучшения промышленной безопасности в сельхозпроизводстве. Что мы для это­го делаем? Почти 200 должностных лиц и специалистов по охране труда сельхозпредприятий разных форм собственности ежегодно проходят обучение в Южном филиале «Крымский агротехнологический университет» Национального аграрного универси­тета. Всех слушателей обеспечиваем нормативными документами по охране труда, пожарной безопасности аттестации рабочих мест по условиям труда и т. п. на бумаж­ных и на магнитных носителях. Вопрос в том, как сделать это обучение системным, всеобъемлющим. Конечно, очень важна личная позиция слушателя, осознание им своей ответственности перед законом и людьми. С другой стороны, мы ускоряем процесс создания районных информационно-аналитических методических центров для информационной поддержки руководителей предприятий, в частности по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.

            Что касается Крыма, то, по данным республиканской инспекции Гостехнадзора, на начало 2007 г. из 6460 проверенных тракторов только 3148, или 49% соответствовали установленным техническим параметрам. Главная причина такого положения дел — отсутствие электростартерного запуска двигателя из кабины трактора. Мы решаем эту проблему поэтапно. Так, в прошлом году за счет сельхозпредприятий переоборудовали 312 тракторов. Сегодня, чтобы обновить электростартерный запуск на остальных тракторах, необходимо 1,72 млн. грн. Министерство обязало районные управления агропромышленного развития составить график переоборудования тракторов и контролировать эту работу. Кроме того, разработаны условия отраслевого смотра-конкурса машинно-тракторного парка, которыми предусмотрено улучшение технического состояния техники. Смотр-конкурс приурочим к нашему профессиональному празднику.

            В целом же, что касается промышленной безопасности сельхозпредприятий, то надеяться на ее высокий уровень не приходится. Машинно-тракторный парк, инвентарь крайне устаревшие, изношенные, да еще, помимо этого, энергоемкие, вследствие чего снижается производительность труда и растет себестоимость продукции. Чтобы технически перевооружить хозяйство, внедрить новейшие технологии у многих работодателей нет соответствующего капитала. И такая картина не только в Крыму. Поэтому, судя по всему, село и в дальнейшем будет жить с проблемами промышленной безопасности. Можно ли ему помочь? Думаю, да. Хорошо было бы, если бы экспертно-технические центры Госгорпромнадзора делали освидетельствование технического состояния сельхозтехники, сооружений, зданий по льготным тарифам. Должен был бы сказать свое доброе слово и Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Украины. Например, хотя бы частично финансировал обучение руководителей и специалистов, аттестацию рабочих мест.

            Говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Но силы управления инженерно-технического обеспечения, охраны труда и чрезвычайных ситуаций министерства небольшие: в нем работает только 6 человек.

            Сразу подчеркну, мы впритык занимаемся реформированием сектора охраны труда в самостоятельный отдел, а также восстановили соответствующие службы в ряде районов. В девяти из 14 уже работают освобожденные специалисты по охране труда, еще в пяти их функции выполняются по совместительству. Конечно, мы стремимся, чтобы везде охраной труда занимались профессионалы. В этом, в первую очередь, должны быть заинтересованы и сами руководители районов. Так, по распоряжению Совета министров Крыма уже введена практика возлагать на первого заместителя председателя райгосадминистрации контроль как за состоянием дел в АПК в целом, так и за охраной труда в частности. Это вынуждает местное руководство опираться на профессионалов, кото­рые на периферии, к счастью, есть.

            Пусть косвенно, но все-таки дают себя знать и рассмотрение вопросов охраны труда на коллегиях и совещаниях министерства, районных управлений агропромышленного развития, проводимые совместно с Госгорпромнадзором целевые и комплексные провероки состояния безопасности труда на предприятиях отрасли. Об их эффективности говорит тот факт, что в течение 2004—2006 гг. на предприятиях АПК не было допущено случаев травмировании со смертельным исходом среди сторожей. За этот же период восстановлены службы охраны труда в 5 районах, в 212 сель­хозпредприятиях теперь действуют освобожденные специалисты по охране труда.

            Если учитывать, что сегодня за одним госинспектором, занятым в сфере надзора за ох­раной труда в АПК, закреплено около 500 предприятий, то понятно, что на чужих плечах в светлое трудоохранное будущее не въехать. А село остается со старыми и новыми проблемами. А они серьезны. Труд на селе становится тяжелее и напряженнее. Каждый второй работник занят в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. 70% тяжелого ручного труда выполняют женщины. Больше всего страдают работники села на предприятиях коллективной собственности. Известно немало фактов невыполнения должностных обязанностей, нарушения технологических процессов…

            Так и просится вопрос: «Как же быть?» Ответ мой однозначен: как можно быстрее внедрить гибкие и эффективные формы экономического воздействия на работодателя. Чтобы не госинспектор, не министерский или районный специалист по охране труда «бегал» за работодателем, а тот сам стучал в двери надзора и контролирующих органов, спрашивал совета, изучал Закон «Об охране труда» и заботился о квалификации своих работников, о производственной и технологической дисциплине, чтобы «тянулся» не за престижным автомобилем, а за новыми техникой, оборудованием, технологиями…

            Сегодня, как ни крути, в сущности, государство взяло на себя ответственность за производственный травматизм и его экономические последствия. Правда, Закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», в частности его положения, касающиеся возмещения морального ущерба за счет работодателя, административных взысканий на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, использующих наемный труд, упорядочения прав и обязанностей страхователей и застрахованных лиц в порядке, установленном для регистрации нормативно-правовых актов органов исполнительной власти и др. определенным образом решает обозначенную проблему. Насколько это решение эффективно, мы увидим на практике в ближайшее время.