Виноградник в рощино: от любительского к промышленному

Речь идет об опыте виноградарей из Джанкойского района, начавших с малого -приусадебных виноградников, а затем заложив большой виноградник в степи, занялись возделыванием столового винограда комплексно устойчивых сортов по современным технологиям, перевели все насаждения на капельное орошение.

А они широко размахнулись, эти трое из Рощино Джанкойского района.  Каждый из них, и Николай Чоропита, и Сергей Илюхин, и Юрий Калин начинали со своих приусадебных виноградников. Прошли сложный путь познания. Ведь только один из них, Юрий Калин, по специальности агроном-плодовод, двое других — инженеры-электронщики.

Увлеченные одним делом эти трое энтузиастов решились наконец на рискованный шаг — перейти на профессиональную основу, объединив доставшиеся им при распаевании колхозной земли земельные паи… И за околицей села зазеленел вскоре трехгектарный виноградник.

В сентябре 2005 года на проводимом в Рощино Дне поля виноградари представили на обозрение уже плодоносящий виноградник. Участие в этом семинаре приняли не только крымские фермеры, специалисты сельского хозяйства, ученые, но и их коллеги из соседних южных регионов Украины. Оценка была единодушной — отличный виноградник, отличный виноград.

Но и этого хозяевам его показалось мало. В этом году «замахнулись» еще на один виноградник — восьмигектарный.

Переход от любительства к виноградарству промышленному ознаменовался тем, что этот тройственный профессиональный союз получил официальное название ООО «АГРО-ЮКОС». А когда это общество стало клиентом международного Проекта аграрного маркетинга, то перед ним открылись двери в цивилизованный рынок, появились новые возможности в освоении современных технологий.

Приусадебный — трамплин к полевому

Мне пришлось побывать в Рощино в сентябре 2006 года, посмотреть, что же осталось на лозах после суровой зимы. Хозяин — Сергей Иллюхин, ведя меня вдоль шпалер, показал куст обвешанный тяжелыми янтарными гроздями.

— Сорт Экстаз, — объяснил — Видишь, ему даже тридцатиградусные морозы нипочем.

Однако в ту зиму февральские морозы много бед натворили и у него на приусадебном участке. Под корень считай подсекли Чудо Болгарии, Шахиню Ирана, даже у одного из самых устойчивых сортов — Виктории почки подмерзли.

Весной шпалеры, по рядам проволоки которых были год назад широко раскинуты рукава кустов, держащие на себе плодоносные лозы, стояли голые. Хозяин переживал: отобьют ли корни новые побеги?

А нынешним летом настроение у него было совсем другое. Выстрелил виноград молодые мощные лозы, а их густо облепили начавшие наливать ягоду соцветья. Теперь забота другая — лишние оборвать, не перегрузить кусты.

Дома у Сергея и у его соратников по виноградарству можно найти сейчас и такие новинки как Атаман, Благовест, Тузловский великан, Царевна Болгарии и многие другие. Но в поле им пока дорога закрыта: еще не обкатаны. Но перспективы уже просматриваются, особенно у Благовеста и Тузловского великана.

На поле же и ныне апробированные Голбена Ноу, Подарок Запорожью, Аркадия, Талисман.

Выращивают они пока только виноград столовый. А ему, как показала практика, нужен простор. Ведь в основном сорта эти сильнорослые. Поэтому и решили дать его лозам свободу. И так же как и сорта, новые формировки кустов прошли обкатку на приусадебных участках. Г-образная, Т-образная, но в степи утвердилась пока только V-образная. Она конечно более затратная, требует больше кольев, но разведенные на две стороны рукава позволяют солнышку заглядывать внутрь кустов, а ветерку лучше продувать их. И ягода созревает быстрее и лучше, и болезни меньше донимают.

А нынче летом Сергей показал мне еще одну новую формировку — однорукавный кардон. Как будто согнутая в локте рука, на которой рядами вытянулись вверх пальцы — лозы.

— Хочу опробовать, — объяснил он — ведь выращивание винограда — удовольствие дорогостоящее. Потому ищем короткие пути к прибыли. А она у нас возможна только за счет повышения урожайности. Получать, скажем, не 20, а 30 килограммов ягод с куста. Собственно этого мы и пытаемая добиться перекраивая формировки.

Капля жизнь бережет

 «Капелька» ныне в особом почете. Видите какое пекло на дворе. Пусти поливную воду напуском — как в прорву. И только она — «капелька» способна донести живительную влагу до корня, дать ему попить столько, сколько требуется, но не более. Ведь экономия воды сейчас вопрос архиважный.

Так вот, в течение всего дня виноградари сами устанавливали гидранты, гравийный фильтр, укладывали поливочные ленты. Ну и теперь уже можно точно сказать, что все виноградники, как приусадебные, так и в степи уже переведены на капельное орошение.

Для кого пасынок, а для кого — сынок

Сергей Илюхин к этому самому виноградному пасынку относится скорее как к сынку. Обычно на лозах пасынков много. Виноградари большую часть их выламывают, чтобы не загущали куст. Он же нашел им достойное применение — использует как прививочный материал. Прививка пасынком очень помогла ему, намного ускорив восстановление кустов, пострадавших от мороза.

Саженцы из гелиотеплицы

Нынче весной в Крыму были проведены два семинара виноградарей и виноделов, на которых, в частности, большое внимание было уделено практикующемуся сейчас во всем мире выращиванию виноградных саженцев в теплицах. Чуть позже поехал в Рощино и к удивлению своему на краю поля, рядом с новым разбитым под виноградник участком, увидел высокий пленочный купол гелиотеплицы.

Мне объяснили, что здесь в апреле выставили 35 тысяч контейнеров с чубуками, чтобы вырастить, за два месяца, полноценные саженцы для новых насаждений. Предположить, что май будет таким сухим они не могли, а потому не особенно спешили. Если бы чубуки высадили в теплице чуть раньше, то результат был бы лучше, а так грянувшая засуха кое-где подсушила. Так что первый блин оказался не то чтобы комом, но с комочками.

Тем не менее того, что выжило хватило на несколько гектаров. Саженцы высажены на плантации, растут. Оставшаяся площадь будет засажена осенью саженцами из маточника открытого грунта.

На что надеетесь, мужики?!

Мужики смотрят на свои натруженные руки, пожимают плечами…

А на что им еще надеяться, кроме как на свои мозолистые руки да хозяйскую смекалку свою, разворотливость деловую. Говорят, что со временем совершенствуется система кредитования, дотирования.  Ну да это пока вилами по воде писано.

А пока живут они без прибылей. Все, что требуется для их семей дают им их домашние виноградники. А то что получают от промышленного виноградника все вкладывают в эти самые новые теплицы, капельное орошение, технику. Крутятся, как говорится, как белка в колесе. Однако крутятся! И других вовлекают в круг. Ведь новые виноградники, теплицы и прочее — это и новые рабочие места.

А в перспективе где-то маячит стогектарный виноградник…

В. ПАЩЕНКО, литературный редактор.