Производство ягод: перспективы и проблемы

В данной публикации речь идет о том, что ягодные сады дают быструю и значительную экономическую отдачу. Ягодные культуры сверхдоходны: они начинают плодоношение уже на второй год после посадки, регулярно дают высокие урожаи – 15-30т/га и более.

Плодоягодный комплекс в Советском Союзе в 80-е годы прошлого века с его мощной базой переработки давал свыше 30% прибыли всего аграрного производства. В Крыму ягодные сады занимали всего 4% земель, а поступления от них составляли свыше 40% в масштабе всех отраслей АПК.

Ягодоводство имеет инновационный характер, так как дает возможность создавать новые сорта, новые технологии, новые продукты. Оно является не только наукоемкой, но и высокоинтеллектуальной отраслью. Производством ягод должны заниматься энтузиасты, молодые люди с особыми качествами, которые на растение смотрели бы как на живой индивидуум, с любовью и лаской.

ЯГОДОВОДСТВО: ПЕРСПЕКТИВ И ПРОБЛЕМЫ

Сады, в первую очередь ягодные, дают быструю и значительную экономическую отдачу. Это знали завоеватели во все времена. Чтобы подорвать могущество покоренных государств, они уничтожали сады. Так делал Ганнибал во II веке до н.э., завоевывая Италию, и Тимерлан в XIV веке в н.э., покоряя Грузию. Не изменили этого порядка и турки, захватив Грецию, Армению и Венгрию.

В Украине перед Второй мировой войной садов было 600 тысяч гектаров. Теперь –  лишь 242 тысячи, что составляет менее 1% от обрабатываемых земель. Для сравнения: в Грузии — 11%, в Японии — 9%.

Согласно исследованиям, проведенным в рамках Проекта аграрного маркетинга (ПАМ), дефицит ягод ежегодно растет в связи с увеличением спроса, особенно на смородину и малину. Растет спрос и на лесные ягоды. О нетрадиционных и малораспространенных культурах (ежевика, маслинка, облепиха, жимолость, лимонник и другие) и говорить нечего.

Специалисты ПАМ утверждают, что преобладание спроса над предложением на рынке ягод сохранится до 2015 года. Поэтому не напрасно медики бьют в набат: неправильная структура питания украинцев ведет к вырождению нации, снижению интеллектуального потенциала. А ведь именно черноплодные ягоды обладают кроветворной способностью, питают мозг и придают силы. Плодоягодный комплекс в Советском Союзе в 80-е годы прошлого века с его мощной базой переработки давал свыше 30% прибыли всего аграрного производства! Были финансовые ресурсы, чтобы дотировать убыточные, но нужные обществу и государству, экономические и общественные проекты.

В Крыму ягодные сады занимали всего 4% земель, а поступления от них составляли свыше 40% в масштабе всех отраслей АПК. Отдельные хозяйства имели еще более высокие показатели. В колхозе «Дружба» Чигиринского района Черкасской области фруктово-ягодные сады занимали 5% угодий и обеспечивали 60% общей прибыли предприятия.

В США, Канаде, Австралии потребляется 126 кг фруктов на душу населения в год, а в Украине — всего 22 килограмма. Доля ягод в валовом сборе фруктов составляет в Польше 20%, в других странах Европы — 10%, а в Украине — не более 2%. Ягодные культуры сверхдоходны: они начинают плодоношение уже на второй год после посадки, регулярно дают достаточно высокие урожаи:15-30 т/га и более.

Украина имеет уникальные природные условия для создания разнообразных и комплексных пищевых продуктов, не имеющих аналогов в мире. Не дешевая кормовая пшеница, а именно ягодные продукты интересуют наших соседей по ЕС и ЕЭП.

Экономисты, в частности доктор экономических наук профессор О.Г. Шестопал, справедливо утверждают, что увеличение доли ягодников в площадях многолетних насаждений — один из источников реальных инвестиций в сельское хозяйство. За их счет можно развивать переработку и накопить средства на другие капитальные проекты.

Производство ягод имеет инновационный характер, так как дает возможность создавать новые сорта, новые технологии, новые продукты. Если государственные виноградно-винодельческие предприятия имеют свой координационный центр — государственный концерн «Укрсадвинпром», то для мелких частных хозяйств, назрела необходимость в создании научно-производственного объединения корпоративного типа, которое бы на правах межхозяйственной структуры предприятия могло бы развивать производство, привлекать специалистов, давать рекомендации, издавать необходимую садоводам научно-практическую литературу.

Для ускорения развития этой отрасли сельского хозяйства  нужно объединить усилия и создать научно-исследовательские лаборатории по грунтоклиматическим зонам, которые тесно сотрудничали бы с Украинской академией аграрных наук и ее подразделениями. Такие лаборатории привлекли бы к сотрудничеству и зарубежные научно-исследовательские учреждения, и отдельных ученых, заинтересованных в украинском рынке аграрных наукоемких продуктов.

Производство ягод является не только наукоемкой, но и высокоинтеллектуальной отраслью. А потому и специалисты, и рядовые работники должны быть такими же. Здесь нужны энтузиасты, молодые люди с особыми качествами, которые на растение смотрели бы как на живой индивидуум, с любовью и лаской. Поэтому и подбор молодежи, и процесс обучения нуждаются в совершенствовании. Будущего абитуриента нужно увидеть в работе на пришкольном участке, в собственном приусадебном саду. С этим может справиться лишь частное заведение, которое будет иметь своих представителей, фермеров в каждом районе.

Производство ягод довольно капиталоемкое дело. Чтобы посадить гектар ягодника, нужно вложить около 50 тысяч гривен. Такие средства даже для крупных хозяйств весьма значительны. Средства же, от однопроцентного сбора на развитие садоводства, виноградарства и хмелеводства на 70% направляются на развитие виноградников.  Поэтому необходимо привлекать кредитные ресурсы. Даже не льготные, потому, что Производство ягод сверхдоходно и в льготах не нуждается. Здесь нужна единственная льгота —  отсрочка платежей до начала товарного плодоношения, а это 3-5 лет.

Без кооперации никакие усилия в этой области не приведут к успеху. А пока что производители ягод – каждый сам по себе. Мощные перерабатывающие заводы, закупающие сырье у населения, — это путь бесперспективный.

Как ни вспомнить утверждение Г. Форда:  каждый завод должен иметь свою сырьевую базу. Опыт Львова подтверждает правильность этого предостережения. Там было два винодельческих завода, которые работали на привозном виноградном сусле. Оба исчезли. А ведь когда-то им предлагалось перейти к производству собственного ягодного сырья. К сожалению, такие примеры не единичны.

Украина имеет уникальные природные условия для того, чтобы стать государством с мощным плодоягодным производством, продукция которого, что называется, «нарасхват» у отечественного и международного потребителя.   И было бы, по меньшей мере, неразумно этой возможностью не воспользоваться.

                                                                             

 (По материалам  «Всеукраинской технической газеты»)