Методы профилактики микотоксикозов в животноводстве

В статье подробно освещены вопросы профилактики микотоксикозов при кормлении животных. Описаны методы обеззараживания кормов, при которых снижается вредное действие микотоксинов на животных.

             Переход животноводов Украины на новые рыночные формы хозяйствования, диспаритет цен на энергоносители и продукцию сельского хозяйства, разгосударствление основных фондов, разукрупнение предприятий, изменение форм собственности, а также ряд других факторов, привели не только к остановке большинства комбикормовых заводов страны, но и одновременно поставили работников отрасли перед необходимостью самостоятельно решать проблемы производства энергонасыщенных кормов. В сложившихся условиях мелкие фермерские и частные хозяйства не всегда имеют возможность покупать все необходимые для производства полноценных комбикормов биологически активные добавки. Крупные финансово крепкие животноводческие хозяйства, напротив, могут себе позволить покупку комбикормов и белково-минерально-витаминных добавок даже за рубежом. Но там их производят, как правило, без учета реальной агрохимической ситуации в Украине, что не обеспечивает ожидаемого эффекта. Все это отрицательно сказывается на продуктивности животных и себестоимости продукции. Более того, Украина не имеет постоянно действующей государственной программы контроля за загрязнением зерна и продуктов его переработки, а потому легко может стать местом сбыта кормов и продуктов, загрязненных опасными микотоксинами, в том числе и такими, которые у нас пока еще не распространены.

            В условиях ухудшения качества возделывания земли, снижения уровня внесения органических и минеральных удобрений, отказа от химических методов защиты растений резко изменился качественный состав как вегетативной массы кормовых культур, так и зерна. Обострились опасность поражения кормов возбудителями инфекционных болезней, загрязнения их различными микотоксинами. Большинство из них — продукт жизнедеятельности грибов рода Aspergillus, Fusarium и Peniсillium. Отдельные из них могут развиваться во время роста растений на полях (их относят к так называемой «полевой плесени»), другие — в период сбора урожая и при хранении ("амбарные грибы"), а есть и такие, которые развиваются в любых благоприятных для их жизнедеятельности условиях.

             Как известно, технологическое оборудование хранилищ силоса и зерна, комбикормовых заводов всегда загрязнено миллиардами спор различных грибов, которые остаются после переработки предыдущих партий корма. Они обсеменяют новые партии сырья, поступающего в переработку.

            Сложность борьбы с грибковыми поражениями кормов заключается не только в том, что растения часто заносят споры с зерном в землю и потом болеют во время роста на полях, важными факторами, способствующими росту и распространению микотоксикозов, можно назвать еще и загрязнённость кормов, колебания их влажности и температуры, а также наличие кислорода. Плесневые грибы растут при разной влажности корма, но наиболее сильный их рост зафиксирован в диапазоне влажности от 14 до 23%. При более высокой влажности начинают расти бактерии. Оптимальная температура для роста плесени грибов рода Aspergillus и Реniсillium — +20-32°С, а для рода Fusarium — +24- 28°С.

             При использовании грибами питательных веществ — элементов разрушения углеводов, выделяется вода, то есть возрастает влажность корма, что дополнительно способствует росту грибов и появлению токсинов. А они существенно влияют не только на здоровье и продуктивность животных, но и на состояние здоровья людей, в частности, через потребление мучнистых продуктов питания, нередко загрязненных микотоксинами.

А еще при этом теряется до 50% имеющихся витаминов и аминокислот. Так, например, вомитоксин называют еще "фактором отказа от корма", потому что он негативно влияет на потребление и переваривание кормов свиньями (в ротовой полости молодняка образуются язвы, болезненные особенно при потреблении кормов). Его продуцируют грибы Fusarium graminearum (т.н. "розовая плесень"), которые прорастают, в частности, на кукурузных початках.

            Токсин зеараленон существенно влияет на воспроизводительные функции свиней и крупного рогатого скота (при его попадании в организм животного образуются опухоли молочных желез и атрофия яичников). Характерный признак поражения зеараленоном — наличие у самок эстрогенного синдрома.

            Токсин фумонизин способен вызвать нервные расстройства и некроз конечностей у лошадей, поскольку установлено, что он негативно влияет на отдельные нервные клетки мозга.

            Кормовые отравления охратоксином приводят к расстройству работы почек. Это влияние распространяется на организм свиней и, особенно, птиц. Жвачные животные, благодаря наличию рубцовой микрофлоры, способны переносить довольно высокие концентрации в зерновых кормах охратоксина.

            Наиболее распространенный из микотоксинов – афлатоксин снижает аппетит и потребление кормов животными, а также их естественную устойчивость к заболеваниям. После всасывания в пищеварительный тракт животных, афлатоксин снижает в нем численность белых кровяных телец, в частности, Т-лимфоцитов, уменьшает общий уровень протеина и глобулина, снижает титр антител в плазме крови.

             К зеараленону наиболее чувствительны свиньи и молочный скот, фумонизины влияют на здоровье свиней и лошадей, трихотецены (токсин Т-2, ДАС) больше всего влияют на состояние здоровья свиней и птицы. Серьезные поражения животных зафиксированы при потреблении кормов, содержащих цитринин. Поэтому работники сельскохозяйственной и пищевой индустрии серьезно обеспокоены наличием микотоксинов в кормах, а ученые всего мира интенсивно ведут поиск эффективных методов и приемов предотвращения заболеваний растений и зерна микозами, а также способов снижения отравляющего действия микотоксинов в кормах и продуктах питания. Они определяют масштабы потерь от поражения кормов микотоксинами, интенсивно ведут поиск эффективных физических, химических методов детоксикации и перспективных генетических приемов борьбы с микозами зерновых с целью минимизации потерь от потребления животными пораженных кормов.

            Микотоксины способны переходить в молоко и мясо, тем самым серьезно влиять на здоровье людей всем комплексом негативных последствий от своей жизнедеятельности. Так, в частности, афлатоксин попадает в молоко в виде метаболита — афлатоксина М1, и законы США требуют, чтобы содержание этого метаболита не превышало 0,5 мкг/кг. В странах Западной Европы эти требования более строгие (0,05 мкг/кг молока). В Дании при концентрации охратоксина в почках свиней на уровне 25 мкг/кг конфискуют всю тушу.Учитывая значительный вред, которой наносят микотоксины при попадании в продукты питания, ВОЗ в 1991 году официально предложила ограничить общее содержание охратоксина А в зерновых до 5 мкг/кг.

            На распространение микотоксикозов влияют климатические особенности регионов. В странах Южной и Центральной Европы распространены фузариотоксины (вомитоксин, зеараленон, токсин Т-2). В северной части Европы (Дания, Польша) больше проблем связанно с охратоксином А. Так, в Дании он был обнаружен в 19 образцах зерновых из проверенных 33. В Германии охратоксин А был обнаружен в 13,3% образцов пшеницы, ячменя и овса. Афлатоксины больше всего поражают зерновые в странах с теплым влажным климатом — в Латинской Америке, странах Азии, Африки и в южных регионах Австралии. В Украину они попадают при импорте зерновых и шротов.

            Грибки рода Fusarium распространены в странах с умеренным климатом. Токсины, которые ими продуцируются, обуславливают существенные убытки производителям зерна во всем мире. Эти микотоксины различаются своей химической природой и объединяют в своем ряду трихотецены, фумонизины, зеараленоны, монилиформин, фузариевую кислоту. Из перечисленных выше наиболее часто встречается деоксиваленол. Попадание его в организм животных, особенно свиней, приводит к снижению аппетита, рвоте, угнетению иммунных функций и к нарушению координации движений.

            В опытах установлено, что даже незначительное количество фузариевой кислоты в рационах поросят, подавляет их рост.

             Микотоксины? попадая из кормов в кровяное русло, переносятся в печень, где, благодаря окислительно-восстановительным процессам, осуществляется их детоксикация. Процесс детоксикации снижает метаболическую доступность метионина, что приводит к снижению роста и снижению конверсии корма. С целью предотвращения ослабления роста животных некоторые исследователи рекомендуют вводить в загрязненные микотоксинами рационы дополнительное количество серосодержащих аминокислот, в частности, метионин и цистеин.

             К наиболее действенным способам снижения риска поражения животных и людей микотоксинами ученые относят предотвращение заболеваний растений в поле и зерна в период его уборки, досушивания, хранения и переработки. Так, в частности, пораженное зерно подвергают механической очистке или фракционированию. Дезоксинваленол накапливается преимущественно на поверхности пшеничного зерна, поэтому отделение от него отрубей снижает уровень содержания этого токсина в муке.

            Исследователи испытали большое количество разнообразных химических веществ на их способность к разрушению микотоксинов. Однако лишь немногие из испытанных оказались пригодными к применению. Наиболее распространены недорогие и простые в использовании: аммиак и углеаммонийные соли (УАС). После обработки загрязнённых кормов жидким аммиаком зафиксировано увеличение содержания общего и небелкового азотов, а также экстрактивных веществ, при этом растворимость аминокислот возрастала на 25%. Следует отметить, что обработка аммиаком — дорогостоящая и опасная для здоровья людей процедура. Аммиак вызывает также коррозию металла. Углеаммонийные соли (смесь карбонатов аммония) содержат 20% аммиака и 50% углекислого газа. Промышленность выпускает их в виде хорошо растворимого в воде порошка. При температуре свыше 10°С углеаммиакаты расщепляются на аммиак, углекислый газ и воду. Аммиаком подавляется жизнедеятельность большинства видов плесневых грибов, а углекислый газ замедляет рост аэробной микрофлоры. При этом, вследствие деполимеризации крахмала, изменения структуры белка, инактивации ферментных систем, теряется всхожесть зерна, семян сорняков и останавливается развитие амбарного долгоносика. Углеаммонийные соли с успехом используются для консервации зерна повышенной влажности, а также с целью детоксикации, если зерно загрязнено микотоксинами: афлатоксином, охратоксином, цитринином, зеараленоном, патрулином, рубатоксином и др.

            В последние 2-3 года стали использовать такой препарат как "Микокарб" производства фирмы "КЕМIN" (США). Он изготавливается на основе пропионовой и муравьиной кислот, бутилгидрооксианизола, моно-и диглицеридов жирных кислот. Механизм действия этого препарата основывается на том, что он содержит компоненты, которые снижают поверхностноактивное натяжение жидкости и обеспечивает этим достаточно полное проникновение их в корм, а имеющиеся в них ингибиторы при этом сдерживают рост плесени. Один из наиболее эффективных методов противодействия росту плесневых грибков — высушивание кормов до влажности 10-13%. Однако в связи с высокой стоимостью энергоносителей практическое использование его экономически нецелесообразно.

            Методом борьбы с микозами принято считать и создание анаэробных условий в зоне хранения кормов. Установлено, что численность плесневых грибков лишь в первые несколько дней хранения зерна в анаэробных условиях возрастала, после чего этот показатель резко снижался. Через 30 дней хранения в анаэробных условиях в 1 г зерна было найдено лишь 100 единиц плесневых грибков. Но создание анаэробных условий для хранения кормов не всегда возможно в практическом производстве, поэтому ученые изучают эффективность различных инактиваторов и адсорбентов микотоксинов, которые бы выполняли свою функцию непосредственно в организме животных. Это бентониты, цеолиты, алюмосиликатные глины, а также органические соединения селена. Эти соединения эффективно адсорбируют микотоксины и инактивируют их. При этом они выводятся из процесса пищеварения без попадания в кровяное русло. Механизм действия органических соединений селена на микотоксины кормов еще полностью не изучен, но высокая эффективность добавок этого элемента в рационы индеек и бройлеров экспериментально уже доказана.

            Установлено, например, что гидратированный натрий-кальциевый алюмосиликат (ГНКА) при введении в корм в концентрации 0,5% существенно снижает большинство негативных реакций от действия афлатоксина на цыплят и снижает его концентрацию в молоке дойных коров. При введении такого алюмосиликата в состав комбикорма для цыплят, пораженного плесенью с вомитоксином, повышались среднесуточные приросты их живой массы.

            Опытами проведенными в Индии, Канаде и США, установлено, что добавка культуры дрожжей к рациону бройлеров, который содержал афлатоксин, способствовала лучшему сохранению поголовья птицы и повышению её среднесуточных приростов. В опытах “in vivo” установлено, что живые клетки этих дрожжей, в зависимости от дозы введения в рацион, химически связывают до 90% имеющегося афлатоксина. В отдельных исследованиях на птице и на крысах было установлено, что для органических соединений селена свойственно защитное действие против афлатоксина В1. В других исследованиях защитный эффект селена в комбинации с витамином Е был зафиксирован в опытах на бройлерах, которые получали комбикорм, пораженный афлатоксином.

            Изучение степени поражаемости кормов микотоксинами, характера и методов борьбы с ними и микотоксикозами животных и птицы в Украине по ряду причин пока ещё не получило такого распространения, как в странах Западной Европы и США. Это связано, в частности, с отсутствием высокоточных и надежных экспресс-методов и приборов для определения количественного содержания и видовых особенностей микотоксинов в кормах. И ежегодные потери отечественного животноводства от потребления кормов, пораженных различными микотоксинами, остаются значительными.

            Разработка высокоэффективных способов защиты растений и кормов от поражения грибковыми заболеваниями, а также препаратов и способов, которые бы в оптимальных дозах эффективно сдерживали рост различных грибов на кормах в процессе их выращивания, сбора, хранения и переработки, а также инактивировали негативное действие грибных токсинов в желудочно-кишечном тракте животных и людей, — актуальная задача для ученых Крыма.

 Большое будущее принадлежит современным методам биотехнологии и, в частности, генной инженерии, которые еще не сказали своего окончательного слова в общем деле борьбы с микозами в растениеводстве и с микотоксикозами в животноводстве.

А. Лазаревич,доктор сельскохозяйственных наук, Крымский институт агропромышленного производства УААН.