Картофель: ответы на непростые вопросы

В статье дана характеристика наиболее распространенных сортов картофеля.

(Окончание. Начало в №29 (343))

Что такое ратл-вирус и насколько он опасен для картофеля?

Ратл-вирус (R-вирус) — относительно новая «болячка» на наших картофельных участках. Относится к группе контакт­но-векторных вирусов, то есть таких, которые переносятся как насекомыми, так и механически — контактным путем. В отличие от многих других вирусов картофеля, которые угне­тают рост, развитие растений и снижают общую урожай­ность, не изменяя внешнего вида клубней, ратл-вирус про­являет себя также и на поверхности клубней в виде округлых кольцеобразных припухлостей, наполненных инфильтратом. Эти дефекты и настораживают картофелеводов, особенно тем, что проявляются порой при хранении уже собранного внешне здорового урожая. Но хотя пятна на клубнях, харак­терные для этого вируса, заметны, сами пораженные клубни загнивают при хранении редко. Гораздо хуже то, что, как и другие вирусы, ратл-вирус снижает урожайность многих хо­роших сортов. Например, быстро «вышел в тираж» на моем участке очень ранний немецкий сорт Молли, резко снижает урожайность на некоторых огородах популярный среднепоздний сорт Бернадетте. К сожалению, признаки заболевания ратл-вирусом можно теперь встретить и на украинских сор­тах. Отмечено, что этот вирус особенно часто поражает кар­тофель вблизи посадок табака, который является основным резерватом этого заболевания.

Можно ли сохранить чистоту сорта, высаживая на одном участке несколько сортов с клубнями разного цвета?

Картофель, как и многие другие растения, размножается как вегетативно (черенками, отростками, отводками, клуб­нями), так и семенами. При размножении растений семена­ми происходит переопыление сорта и образование гибридов — будущие растения, выросшие из семян материнского, унаследуют также генетику отцовской формы. Насто­ящие ботанические семена, из которых ученые получают ги­бриды для дальнейшего выведения новых сортов, образуют­ся исключительно в зеленых ягодах картофеля при благо­приятных условиях выращивания.

При вегетативном размножении, в том числе, и традици­онном размножении клубнями, получают генетическую ко­пию материнского растения. Соседство на участке других сортов на чистоту клонов данного сорта картофеля повлиять не может. Я, например, в этом году успешно испытал на сво­ем участке 104 сорта картофеля.

Однако очень редко можно встретить в одном кусте клуб­ни с разным цветом кожуры или мякоти. Так, один из кустов сорта Дезире как-то «выдал» мне 5 красных и 4 желтых клубня, а у Славянки попадались клубни не со светло-желтой, а практически с белой мякотью. Такие аномалии — проявления естественных мутаций растений, которые и лежат в осно­ве эволюции.

Как правильно писать название сортов картофе­ля — Невский или Нев­ская, Беллароза или Беллароса, Бернадетт или Бернадетте?

Действительно, в литературе по кар­тофелеводству можно встретить различ­ные варианты написания названий одних и тех же сортов. Это простительно, ведь создают сорта картофеля не филологи. Безусловно, сорт следует называть так, как назвал его оригинатор. Но при переводе на русский и украинский языки часто происходят недоразумения, хотя правила правописания определены. Так, в русском языке слово «картофель» мужского рода, поэтому правильно гово­рить и писать: сорт Невский, Молодежный, Бородянский ро­зовый. В украинском же языке «картопля» — существительное женского рода, поэтому следует писать: сорт Невська, Молодіжна, Бородянська рожева и т. п. Что же касается пра­вописания зарубежных сортов, то наше издание предпочи­тает использовать орфографию, которой придерживается Реестр сортов растений Украины. А туда, например, немец­кий сорт Bellarosaбыл сначала занесен как Беллароса, а в 2006 г. — как Беллароза.

Эффективно ли для обновления сорта использовать его «детки»?

Профессиональное обновление сорта, который стал вы­рождаться, можно произвести только в условиях научной биолаборатории, проведя химио- и термотерапию, а затем, вырастив культуру меристемы верхушечных ростков в про­бирке. Но многие картофелеводы успешно продлевают жизнеспособность сорта доступными для огородников спо­собами — выращивают сорт в летней посадке и двухурожайной культуре, отбирают на семена клубни из самых здо­ровых и урожайных сортов и др. Все способы, приемлемые для любителей, основываются на ограничении попадания в имеющийся семенной материал вирусной инфекции. К та­ким способам можно отнести и размножение здорового сорта его «детками».

В «детках», в отличие от обыкновенных клубней, содер­жится гораздо меньше сухого вещества, инфекция от ма­теринского клубня переходит лишь частично, если можно так сказать, в «разжиженном» виде. Кроме того, выращи­вая «детки» в месте, недоступном для переносчиков виру­сов, мы как бы пропускаем одну репродукцию, сохраняя здоровье сорта.

Если возможности произвести замену низкой репродук­ции данного сорта на элиту не предвидится (что часто быва­ет с импортными сортами, по которым у нас не ведется се­меноводство), можно сразу оставить часть клубней на все лето в совершенно темном подвале, разложив их в один слой. На старых клубнях к осени нарастают «детки», которые иногда достигают размера небольшого яйца. Самые краси­вые из них и здоровые на вид, следует аккуратно отобрать, просушить и озеленить в тени, а затем снова заложить на хранение и использовать весной для посадки.

Повторяя эту процедуру из года в год, можно существен­но продлить жизнеспособность сорта. Однако оздоровить «любимый», но совершенно выродившийся сорт таким спо­собом невозможно, в чем на собственном опыте убедились некоторые из наших читателей.

В прошлом году я еще раз выращивал в погребе «детки» высокопродуктивного сорта Беллароза. Высадив их этой весной одновременно с остальными сортами (посадку этих «крошек» следует производить не глубже 5-6 см), не меняя агротехники,  от 1 кг «деток» получил урожай в 35 кг полно­ценных клубней.

Какие сорта можно назвать лидерами в этом году?

Последний благоприятный год для выращивания карто­феля на моей памяти — 2000-й. С тех пор происходит по­стоянная проверка сортов на «прочность», то есть — на устой­чивость к заморозкам, засухам, градобою, фитофторозу. Нелегким для картофелеводов оказался и этот год с жарой более 30°С в мае, когда молодые кустики не могли закрыть землю от испепеляющего зноя. В этих условиях даже очень хорошие сорта не могли проявить свои качества. Но все же рискну назвать лидера не только этого сезона, но и ближай­ших лет — это новый польский сорт среднераннего срока со­зревания Тайфун. И по урожайности, и по устойчивости к не­благоприятным факторам он уже второй год показывает лучшие результаты в моей коллекции. На мой взгляд, Тай­фун — достойный преемник таких сортов-лидеров прошлых лет, как Славянка, Агаве, Беллароза.

В последние годы цена на картофель постоянно растет. Стало особенно выгодным выращивать его для реализации на рынке. Поэтому наиболее ценны сорта, клубни которых имеют высокую товарность, привлекательный внешний вид. Здесь следует отметить прекрасные украинские сорта Тирас (раннеспелый) и Ужгородский (среднепоздний), немецкие раннеспелые — Лаура и Миранда, среднеранний — Ред ле­ди, нидерландский среднеспелый — Роко и другие.

На рынке очень крупные клубни берут с опаской, но мы всегда бываем особенно рады, если выкопаем клубень-ги­гант. Назову наиболее крупноклубневые сорта: Агаве, Бел­лароза, Киранда, Нагорода, Надийный, Былина, Забава, Проминь, Скарбница, Славянка, Терра голд, Курода, Рая, Ко­смос, Пикассо и другие.

Сорта с отличными вкусовыми качествами не всегда бле­щут рекордной урожайностью или совершенной формой клубней. Следует выделить такие новинки: украинские — Левада, Былина, Проминь, нидерландский — Марлен, немец­кие — Агаве, Витара, Карлена.

(По материалам журнала «Огородник»).