Стремительный полет почтаря

Очерк, рассказывающий о крымском голубеводе – спортсмене из села Трудовое Симферопольского района, председателе Крымской ассоциации спортивного почтового голубеводства “Форос” Леониде Бойко и его почтарях. Подробно освещены дела и заботы этого удивительного человека, хозяина стаи почтовых голубей.

Голубеводство Крыма

Голубеводство Крыма

Взмах рук, и с чердака, упруго разрезая мощными крыльями воздух, с шумом срываются голуби. Мы стоим в немом оцепенении, задрав головы, с щемящим сердце восторгом наблюдаем за их широким, стремительным, вольным, красивым полетом, а хозяин голубятни взмахивая руками, дирижирует полетом птиц. И повинуясь ему, стая за стаей поднимаются в небо почтари. Вот они, сбившись в одну большую, закрывшую на миг небо голубиную тучу, устремились вдаль. Казалось, еще мгновение и растает эта туча в небесной синеве, но на то они и почтари, чтобы всегда стремиться вернуться в дом родной.

Полет на сей раз был недалеким и недолгим: покружив над домом, стая обрушилась на крышу. И тут же длинноклювые крепыши, поблескивая на солнце зеркалами надуваемых и галантно выгибаемых шей, принялись ворковать, кружа по скату крыши вокруг голубок, зазывая своих подруг в гнезда.

Глядишь на эту идиллию и сердце млеет от умиления. Оно и понятно, ведь голубь — птица Божия!

И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли!

Библия. Бытие. Глава 8

Овеянный славой легенд

Голубь, как свидетельствует священное писание, был первым, кто принес человеку весть о прекращении всемирного потопа. В образе этой птицы являлся миру сам Господь. Голубь — свидетель старины глубокой — ценой жизни своей, неся в лапках зажженные факелы из пакли, которые учинили пожар в захваченной Наполеоном Москве, помогал русским войскам изгнать врага из столицы, а потом и из всей России, восстановить мир   в Европе.

Голубь-почтарь во многих войнах был связным, прорываясь сквозь линию огня, он нес войскам ценные сведения о дислокации войск противника, о его боевой мощи, приближая тем самым победу, а с ней и мирную жизнь. И во веки веков голубь — символ добра и мира.

Птица его босоногого детства

Родом Леонид Бойко из Херсонщины, родился и вырос в селе, среди ковыльных степей, в окружении всего, что составляет крестьянский быт: лошадей, коров, свиней, кур, гусей, уток и … голубей. Вспоминая сейчас свое босоногое детство, он самые яркие, особенно запоминавшиеся его эпизоды, связывает именно с этой птицей.

Леонид помнит, что там, на Херсонщине, отец его рыл для этой птицы ямы. По утрам, словно вырвавшись на волю из подземелья, ввинчивались в небесную лазурь, расплескивая крыльями по небу розовую свежесть утренней зори, белоснежные птицы.

С белыми голубями связан в его памяти и еще один эпизод. Накануне открытия олимпиады в Москве к ним в село нагрянули молодые ребята-комсомольцы из столицы. Белых голубей просили, чтобы на открытие олимпийских игр выпустить их в Московское небо.

— Отец всех своих белых им отдал, — рассказывает Леонид — так что и наши голуби над столицей летали.

— В соседнем селе товарищ моего деда жил, — вспоминает Леонид — колоритная фигура, словно из камня высеченная скульптором, задубелое от степных ветров лицо, вислые усы. Шаровары надень — вылитый казак,  войска запорожского!

Не раз заставлял тот дедусь учащенно биться сердце хлопчика. Приедет бывало к ним в село, посмотрит пренебрежительно на их дикарей….

— Ну что это у вас за голуби? Вот у меня… вислокрылые вертуны, бабочки!

Не выдержал такого натиска малой, подговорил двоюродного брата и отправились они в путь для них неблизкий, в село, где жил тот дед.

Не было его в тот день в селе — уехал по делам, вернулись ни с чем. Дома ждала выволочка от родителей, но когда отец узнал причину этого вояжа, предварительно наказав сына, сам собрался в дорогу… И у Леньки появилась собственная пара вертунов. Радости его не было предела!

«Голубиную страсть» пронес Леонид Леонидович Бойко в сердце своем через годы службы в армии: уговорив командира, завел голубей в чердачном помещении казармы, через годы службы в крымской милиции: уговорил начальника отдать ему ветхое помещение под голубятню.

Он был очень даже неплохим «опером», распутывал нередко  такие «узелки» преступлений, какие многим другим казались не распутываемыми. Высокое начальство только диву давалось. Смотри-ка, мол, несерьезный вроде человек, голубей гоняет, а какой высокой квалификации опер!

Заниматься почтарями Леонид Бойко начал с 1969 года. Первые племенные голуби были привезены из Германии. С этими «немцами» и их потомством участвовал на выставках в Москве, Краснодаре, в 80-м  — на выставку в Симферопольский Дворец пионеров он представил уже 100 пород голубей (около 500 особей различных по окраске и оперению).

Голуби, кстати, не единственное его увлечение. На усадьбе у него живут фазаны, канарейки, куры, утки…

Все снова, как в детстве, в окружении крестьянского быта.

Загляни голубю в глаза

В гости к Леониду приехал из Винницы вице-президент Всеукраинской ассоциации почтового спортивного голубеводства Геннадий Марченко. Леонид познакомил меня с этим интересным человеком-историком, потомком казаков запорожских и страстным голубеводом — профессионалом. Из села Трудовое Симферопольского района, где живет Бойко, мы поехали в соседнее — Хошкельды, к голубеводу, одному из соратников Леонида, Сулейману Сарыче. Тот предложил Геннадию Михайловичу посмотреть его почтаря и определить, стоит ли оставлять его на племя или нет. Марченко достал лупу приблизив ее к глазу птицы, внимательно рассматривал его, потом последовала короткая реплика:

— Летный…

Мне, дремучему в этих вопросах дилетанту, понять смысл сей реплики не дано было, а потому, уже гораздо позднее, спросил Леонида:

— Что он там, в глазу у голубя прочитал?

— Ну, если взглянуть профессионально, то глаза этой птицы расскажут тебе о многом. О том, например, каковы ее летные качества, годится ли она для племенного разведения, здорова или больна, каково ее физиологическое состояние. У нас в Крыму, к сожалению, знаю только одного голубевода — кума моего, Александра Онищенко из Красноперекопска, который парует голубей по генетике, а не по масти. От масти почтарь лучше летать не станет и хорошего племени от него не жди, а генетика — это… ну в общем от хорошего семени жди хорошее племя.

Неси голубя в сердце своем

Геннадий Марченко хорошо знаком с многими голубеводами Германии, России, других стран Европы и даже Азии, а потому изъяны отечественного почтового голубеводства знает все наперечет. По его мнению, главный двигатель там — профессионализм, главный тормоз у нас — любительское отношение к делу. Их профессионализм, к тому же, помножен на истинное чувство любви к птице и к своему делу. И ко всему, там настоящие рыночные отношения, а голубиный спорт — бизнес. Если племенной почтарь в цене не уступает племенному жеребцу, то у голубевода есть все основания считать, что он не пустым делом занимается.

А что у нас? Нам с детства прививали мысль, что рынок — это мещанство, грязь, торгашество, это позорно, стыдно, это спекуляция. И вот теперь, когда мы сами входим в рынок, все никак не можем примерить на себя рыночный костюмчик: то он жмет, то висит, то пуговки не там пришиты. Не надо этого бояться. Время — хороший портной: все подгонит, все приладит.

Леонид Бойко, когда я спросил его, выгодно ли заниматься голубями у нас в Крыму, ответил коротко:

— Никто пока на этом не разбогател…

— Зачем же тогда столько напрасных хлопот, столько, считай, выброшенных на ветер денег?

— А затем, что мы — настоящие голубеводы-спортсмены, носим голубя в сердце своем.

…Это не громкие слова. Имеет право сказать так: человек, который в 90-е годы был президентом Крымской ассоциации любителей птиц, потом казначеем Всесоюзной голубеводческой ассоциации ВКГЛ и первым президентом голубиного спорта в Украине, был делегатом клубов спортивного голубеводства на многих их съездах.

В Симферополе голубевод из Трудового со своими питомцами прошел, считай, все  выставки, которые в столице Крыма проводились. Увозил своих почтарей в Харьков, Киев, Чернигов, Минск, Ленинград, Москву. И запускал их в полет к дому родному: из Минска и Москвы возвращались на третьи сутки, из Ленинграда — на пятые.

В 1989 году Леонид Бойко ездил в Польшу, в Котовице на Всемирную олимпиаду почтово-спортивных голубей. Сейчас готовится приехать на выставку в Киев, а потом — в Германию, на олимпиаду.

На Западе уже далеко продвинулись вперед, у них большой прогресс в племенном разведении почтарей. Эти голуби, кстати, различной расовой принадлежности. Есть там не только отдельные голубеводы, но и династии, создавшие свои расы, которые и названы их именами: Янсен, Дельбар, Штихельбаут и другие. Каждый голубевод-профессиоал в странах западной Европы ведет родословную своих питомцев, у каждой птицы паспорт, кольцо на ноге, данные о ней фиксируются компьютером.

Вот чем и нам сейчас надо заняться, считает Бойко. Ведь есть же и у него, и у других голубеводов Крыма почтовые голуби этих рас. И западно-европейцы могут ими заинтересоваться.

Сейчас Леонид Леонидович возглавляет Крымскую ассоциацию спортивного почтового голубеводства «Форос», в составе которой такие известные в Крыму голубеводы, как Сулейман Сарычев из Хошкельды, Игорь Васильев из Белогорска, Андрей Шишиморов из Курцов, сын Леонида Дмитрий и другие. Ассоциация поддерживает тесные контакты с голубеводами из Львова Михаилом Бордуном и Евгением Патием, в Мелитополе — с Владимиром Лаврентьевым, в Луганске — с Сергеем Кушнаревым, в Москве — с Анатолием Сакаяном. Эти связи заметно пополнили крымские стаи почтарей племенной птицей известных в Европе рас.

И о здоровье птицы глава крымской ассоциации заботится неустанно. Установил контакты с ветаптекой, что находится в Симферополе, рядом с Привозом. Здесь консультируется, приобретает нужные корма, витамины, кой-какой нужный инвентарь, препараты для лечения голубей.

— Сейчас самое время двинуть наше дело вперед, — замечает Леонид, — но…

— Есть проблемы?

— «Форос» наш входит в состав Всеукраинской ассоциации спортивного голубеводства, возглавляет которую мой однофамилец Николай Бойко, — объясняет он. — Но есть еще одна ассоциация, тоже Всеукраинская. В обеих есть опытные профессионалы, и вместе мы могли бы много полезного нашему общему делу принести. Но мешает разрозненность в действиях, о чем приходится только глубоко сожалеть.

Хотелось бы верить, что все препятствия будут преодолены и хозяин стаи почтарей из села Трудовое Симферопольского района Леонид Леонидович Бойко еще не раз и не два будет с замиранием сердца всматриваться в небесный горизонт в ожидании возвращения своих почтарей, и не раз, и не два всплеснет восторженно руками, когда птицы обрушатся с небес на крышу голубятни и рокочущим  воркованием возвестят:

 — Мы вернулись, хозяин!..

На то они и почтари, чтобы возвращаться!

В. ПАЩЕНКО, литературный редактор.