Его величество новый сорт

В статье рассказывается о работе Государственного центра экспертизы сортов растений. В настоящее время к испытанию предложено около 500 сортов и гибридов зерновых культур отечественной и зарубежной селекции. И, только после тщательной проведенной работы сортоиспытателей новый сорт будет занесен в Госреестр.

УДК

О работе Государственного центра экспертизы сортов растений с Государственной инспекцией по охране прав на сорта растений рассказывает его начальник Клавдия Кандаурова.

Само слово «величество» обозначает ни много ни мало — королевский статус. Сорт — это не так просто. Дитя селекционера, он требует иногда всей жизни, иногда нескольких ее лет, в любом случае сорт рожда­ется непросто. Можно найти золотую жилу, вывести целую плеяду сортов, а можно всю жизнь потратить на нечто необычное, прогрессивное, что будет помнить не одно поколение. Сорт, без сомнения, начало всех начал.

В настоящее время число растений в Госреестре исчисляется тысячами. А вот из новинок, среди озимых, 129 сортов, предложенных к испытанию, свыше 280 гибридов кукурузы отечественной и зарубежной селекции, около 80 сортов ячменя, других культур. Впереди у сорта и сортоиспытателей годы не­простой работы.

Но «добро» дают лишь на разведение 10-15 новых сортов. Слишком строги требования к ним — формирование максимальных урожаев с высоким качеством зерна независимо от почвенно-климатических условий произрастания. Сорт должен быть зимо- и засухоустойчивым, толерантным к засухе как почвенной, так и воздушной, к резким перепадам температуры.

Однако и цены на хорошие сорта довольно высокие. Ведь слишком много вложено в них интеллектуальных сил, знаний и терпения, и не даром выведение нового сорта приравнивается к изобретению.

Но есть примеры и другого рода: хозяйство, не жалея средств, берет лучшие сорта, к примеру, в России, и прогорает…Покупая сорт, мы не знаем особенностей его роста и развития в нашем регионе. Упустив критическую фазу, не выполнив определенных приемов технологии выращивания, производитель теряет его потенциал и несет убытки. Поэтому перед покупкой сорта нужно проконсультироваться с сортоиспытателями, посмотреть, как ведет он себя в сортоиспытании в разные по погодным условиям годы, подсчитать экономику. И только если все параметры дают плюс — покупать и заниматься таким сортом.

Специалисты Госстанций, а это весьма грамотные, опытные люди, сотрудничают со мно­гими селекционными центрами Германии, Франции, Польши, Венгрии и других стран. Зачем же чужого чураться, а вдруг оно окажется полезным в наших условиях? И все-таки ставку мы делаем на отечественные сорта. Поэтому активно сотрудничаем практически со всеми научными сельскохозяйственными учреждениями Украины, которые работают над выведением улучшенных, перспективных сортов и гибридов. Между ними и сельхозпредприятиями мы выступаем в роли своеобразных посредников, третейских судей. К нашим заключениям, советам, предложениям по использованию той или иной технологии выращивания, того или иного сорта или гибрида все больше прислушиваются, и чем чаще, тем меньше ошибок допускают агрономические службы хозяйств. В системе управлений АПК мы, возможно, первыми выходим на роль научных консультантов, вооруженных самыми современными знаниями как сортов, так и технологий их возделывания, чем всегда охотно делимся со своими партнерами — хозяйствами области от крупных агрофирм до фермерских хозяйств.

Оставаясь своеобразной совещательной службой для агрономов области, которым мы готовы предложить свои варианты — от подкормки посе­вов до выбора конфигурации поля, мы в то же время отвечаем и за охрану прав на сорта растений. Я уже говорила: новый сорт сродни изобретению, и правила его использования должны быть строго регламентированы. Наша служба осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства в сфере производства, использования, хранения, размножения, реализации семенного материала. Сорт — слишком большая ценность, чтобы использовать его бездумно, безоглядно, не придерживаясь соответствующих пра­вил. В том числе и авторских прав. В самом деле, чем селекционер хуже артиста? Почему один получает вознаграждение, например, за песню, а другой нет? Между тем это такая же интеллектуальная собственность. Сегодня законом урегулированы отношения между ученым-изобретателем и потребителями его труда. Только автор может дать «добро» на использование его детища — сорта — на основании лицензионного договора, и это должно быть законом для производителя. Только на основании договора автор несет ответственность за качество сор­та и его продуктивность. Важно, чтобы этот закон строго выполнялся, а АПК страны всегда имел проверенные, сохраненные в чистоте новые перспективные сорта различных культур. Напомним: это плюс десять центнеров к урожаю. Согласитесь, это не так мало. Бывает, при хорошей результативности сорт не выдерживает, например, низких температур или обладает какими-то другими недостатками… В чем здесь дело? Думаю, в его недоработке, а она часто кроется в низкой материальной оснащенности наших селекционных центров, нищенском существова­нии селекционеров, которые работают в основном «на природе», вместо того чтобы испытания проводить с помощью современного оборудования круглый год. Так экономится время, выводится большое разнообразие сортов. Думается, мы обязательно придем к этому, осознав все величие сорта как решающего фактора в повышении урожайно­сти. Ведь сорт — его величество. И не меньше.

(По материалам «Всеукраинская техническая газета»).