Рапс ошибок не прощает

Под будущий урожай одной из самых перспективных во всем мире культур – рапса у нас в Крыму отводится посевная площадь вдвое большая, чем была в прошлом году. Но как показала практика, рапс – культура технологичная, без разработки эффективных технологий дело обречено на провал.

В данной статье как раз и рассматриваются технологические просчеты земледельцев, сводившие на нет результаты их труда, даются рекомендации как избежать ошибки, поднимается проблема создания научно-методического центра, который занимался вопросами технологии возделывания и переработки рапса, строительства современного перерабатывающего завода.

Сейчас, нет, пожалуй, такой культуры, которая бы так приковывала к себе внимание в большинстве стран мира, как рапс

Сейчас, нет, пожалуй, такой культуры, которая бы так приковывала к себе внимание в большинстве стран мира, как рапс. Не остался в стороне от рапсового бума и Крым. В нашей республике  под урожай 2007 года занята им площадь вдвое большая, чем в прошлом году.

Однако есть проблема. В Крыму нет ни одного научного учреждения по разработке технологий возделывания и переработки рапса, в результате агротехнические ошибки зачастую сводят на нет усилия земледельцев. Единственный ученый, который предметно занимается культурой рапса — кандидат сельскохозяйственных наук Евгений Слуцкий, но его исследования, к сожалению, еще не нашли широкого распространения среди крымских сельхозпроизводителей. А потому мы и решили опубликовать эту подготовленную им статью.

В последние два десятилетия в мире резко возросло производство маслосемян рапса. Внедрение его новых сортов и гибридов с низким содержанием глюкозинолатов в шроте и эруковой кислоты в масле позволило потеснить такую широко известную культуру, как подсолнечник, особенно в странах ЕС, где производство рапса за последние два десятилетия возросло более, чем в десять раз. Рапсовое масло используется на пищевые цели, а продукты переработки маслосемян — жмых и шрот — в качестве высокобелковых кормовых добавок практически для всех животных и птицы. Рапсовое масло с успехом используется в лако-красочной, парфюмерной, металлургической промышленности. В процессе его очистки (гидратация, нейтрализация, промывка, отбеливание, дезодорация) получаются фосфаты, которые также используют в производстве пищевых и кормовых концентратов, а отработанный адсорбент — при изготовлении моющих паст и как масло на метизных заводах. Рапсовая солома используется для приготовления бумаги и картона.

Как видим, налажено безотходное использование всего урожая рапса и продуктов его переработки.

В настоящее время яровой и озимый рапс занимает около 30 млн.га. Крупнейшими его производителями (кроме стран ЕС) остаются Китай — более 7 млн.га, Индия — почти 7 млн.га, Канада — 5,8 млн.га.

В этих странах используют рапсовое масло не только на пищевые цели, но и для производства на его основе топлива для дизельных двигателей, а также смазочных материалов для двигателей и гидравлических систем. При этом следует помнить, что страны ЕС не испытывают особых проблем с топливом из нефти. И тем не менее они стали крупнейшими производителями биотоплива из рапса. В Бельгии и Италии его производится более 400 тысяч тонн в год, Франция производит около 400 тысяч тонн, а Германия — более 200 тысяч тонн.

К сожалению, в Украине лишь в последние два-три года наметилась устойчивая тенденция к увеличению производства маслосемян рапса и росту посевных площадей (0,1-0,2 млн.га), а в 2006 году — около 0,5 млн.га. Отрадно, что хоть и с опозданием на несколько лет, а может десятилетий Минагрополитики страны начало уделять внимание производству рапса и переработке его маслосемян на масло и получение из него биодизеля. Внимание его носит пока рекомендательный характер, без каких-либо капитальных вложений в эту отрасль.

На отдельных предприятиях Украины, в научно-производственных учреждениях уже сегодня созданы установки (мини-заводы) по получению биодизеля из рапсового масла. Можно привести примеры, когда фермеры используют такое топливо для заправки тракторов и проводят на нем полевые работы. Мы считаем, что альтернативы производству биодизеля из рапса взамен топлива нефтяного происхождения нет. Сейчас агропромышленный комплекс страны — этот крупнейший потребитель дизельного топлива и бензина потребляет в год (соответственно почти 1900 тысяч тонн и 20 тысяч тонн).

Использование биодизеля взамен топлива нефтяного происхождения позволит превратить АПК из крупнейшего потребителя последнего в мощного производителя биотоплива, хотя бы для собственных нужд. Важно при этом по возможности избежать ошибок в подборе и использовании его вырабатывающих установок. Если сегодня, на первом этапе, можно использовать простой тип мини-установки (что доступно практически каждому фермеру), то со временем надо ориентироваться на создание крупных и средних промышленных установок. Тем более, что опыт их применения в странах ЕС уже есть. У них биотопливо производится по немецкой и французской схемам. По немецкой технологии предусматривается использование заводов средней мощности (достаточной для нужд одного района Крыма). Французская технология предусматривает строительство более мощных заводов (одной такой установки хватит для всего Крыма).

В настоящее время у производственников нашей автономии нет единого мнения о себестоимости получаемого из маслосемян рапса топлива. Многие считают, что его производство экономически невыгодно. Вот уже поистине живой пример русско-украинского мышления — на западе уже производят такое топливо сотнями тысяч тонн, а мы все думаем.

Попробуем произвести расчеты. Рыночная цена 1 тонны маслосемян рапса в настоящее время составляет 1200 грн за 1 тонну. По данным института крестоцветных культур УААН (г. Ивано-Франковск), выход масла при переработке составит 40% и 57% выход жмыха. Не учитывая цену жмыха стоимость 1 кг рапсового масла составит 3 грн. Для получения же биотоплива чистое рапсовое масло подвергается процессу этерификации — обработка метиловым спиртом при 80-900С в присутствии едкого калия. В итоге получается смесь метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла (МЭРМ). Это и есть биодизель. Для этерификации одной тонны рапсового масла требуется 110 кг метанола. В итоге получается 1 тн МЭРМ и около 100 кг глицерина, т.е. из 1 тонны рапсового масла получается 1 тонна биодизеля. Уравняв  стоимость применяемого сырья (метанол, едкий калий) и полученного глицерина, находим, что стоимость рапсового масла и полученного МЭРМ будут равны — 3000 грн за 1 тонну — это без учета затрат на переработку семян. А ориентировочные затраты на переработку их на масло, а затем масла на биодизель составят 25% от стоимости масла. При этом цена биодизеля составит 3750 грн/т. Из этой  сумы следует вычесть стоимость 570 кг жмыха по цене 500 грн (280 грн). В итоге цена биодизеля составит 3470 гривен за 1 тонну. На АЗС во столько же примерно обойдется дизтопливо, но один литр, а не тонна.

Следует учитывать, что применяемые расчеты по рыночной цене маслосемян рапса дают явно завышенные результаты. Ведь не будет же фермер или другой сельхозпроизводитель покупать эти семена, чтобы их затем перерабатывать на биодизель. Поэтому следует также делать расчеты, исходя из себестоимости выращенных собственных семян. В этом случае итоговая цена получаемого биодизеля будет значительно ниже, чем мы получили по рыночным расчетам. И чем выше урожайность маслосемян рапса, тем соответственно будет ниже их себестоимость, а также получаемого после переработки биодизеля.

А вот с урожайностью маслосемян рапса как раз дела обстоят неважно. Как в целом по Украине, так и в Крыму, средняя урожайность их составляет 1,0-1,1 тн/га.

В последние два года в Крыму резко увеличились площади под рапсом, особенно озимым. Так,  под урожай 2006 года было засеяно им более 16 тыс. га, а под урожай 2007 года — более 34 тыс. га. Однако урожайность остается крайне низкой. Так, в 2006 году по Крыму собрано немногим более 11 ц/га (это по оперативным сводкам). Уверен, что по итогам заключительной статотчетности (ф.29) эта цифра может быть еще ниже.

Низкую урожайность маслосемян рапса можно оправдать чем угодно. Это и плохие погодные условия, слабая материально-техническая база хозяйств, изношенная техника и т.д. Однако вряд ли это основные причины. Основная причина, считаю, человеческий фактор. Кажущаяся простота технологии возделывания этой культуры — заблуждение многих земледельцев. Оно и приводит к грубым ошибкам в технологии возделывания, а как результат, к значительному недобору урожая.

Разработанная нами технология возделывания озимого рапса позволяет получать минимум 25-30 ц/га маслосемян. Она разработана в результате постановки многолетних одно, двух и трехфакторных опытов для условий предгорного и степного Крыма. Анализ применяемой в ряде хозяйств Крыма технологии позволяет нам фиксировать следующие ошибки в технологии:

1. Отклонение от оптимальных сроков посева. Существуют понятия — оптимальные и допустимые сроки посева. Оптимальные — в пределах 10 дней и допустимые — за 5 дней до начала оптимальных и 5 дней после оптимальных.

В Крыму оптимальный срок посева — первая декада сентября. Спрашивается, какой урожай рапса следует ожидать, если в 2006 году активно проводился посев рапса и в конце сентября и даже в октябре.

2. Отклонение от оптимальных норм высева и глубина заделки семян.

3. Исключение допосевного и послепосевного прикатывания почвы.

4. Ошибки в применении удобрений.

5. Ошибки в борьбе с вредителями и болезнями.

Каждая из перечисленных ошибок в технологии возделывания рапса может снизить урожайность на 20% от оптимального уровня.

Особенно значительные потери урожая озимого рапса допускаются при его уборке. Неправильная ее организация, неправильно выбранный способ уборки приводит в ряде хозяйств к потерям  25-50% урожая и более. А если допустить просчеты при послеуборочной доработке  маслосемян на току, то можно потерять и все остальное.

К значительному увеличению себестоимости, а возможно и к потерям урожая приводит использование дорогих импортных сортов и гибридов. Например, высокоинтенсивные немецкие сорта и гибриды обеспечивают реализацию своего высокого потенциала только при идеальном соблюдении элементов технологии возделывания. В противном случае эти сорта и гибриды могут привести к обратному эффекту — снижению урожая в сравнении с отечественными сортами. Прибавка от использования импортных сортов и гибридов может быть только при такой технологии, которая бы обеспечила урожайность более чем в 25 ц/га. Надо помнить, что и украинские сорта при надлежащем уходе могут по урожайности быть не хуже, а то и лучше, их потенциал — до 40 ц/га. Это свидетельствует о том, что использование сверхдорогих иностранных сортов и гибридов ничего, кроме головной боли нашему земледельцу не принесет.

Нынче доходило даже до абсурда. В оптимальные сроки выпали хорошие осадки, но в хозяйстве к посеву не приступили, мотивируя тем, что у них немецкие семена, которые требуют позднего срока посева. А когда  надумали сеять, влага уже ушла. Надо же было и эти семена сеять начиная от средины оптимальных сроков.

Мы уже в течение многих лет ратуем за создание научно-методического центра по производству рапса. Ведь в Крыму нет ни одного научного учреждения, которое бы занималось вопросами технологии возделывания и переработки рапса. А будь такой центр, любой производственник мог бы обратиться к его специалистам по интересующему его вопросу, связанному с технологией возделывания и уборки рапса и тем самым избежать ошибок. Центр такой создать еще не поздно, можно на хозрасчетной основе, путем заключения договоров на научное сопровождение возделывания озимого рапса. За умеренную плату хозяйству будет оказана практическая помощь на всех этапах вегетации озимого рапса, а также в оптимизации  уборки урожая и послеуборочной доработки семян с целью если не полного исключения, то до сведения к минимуму потерь урожая.

В заключение хочу отметить, что Крым вышел на рубеж более 30 тысяч га площади посева рапса. Поэтому уже сейчас правительству следует подумать о строительстве современного перерабатывающего завода мощностью 80-100 тн перерабатываемого сырья в сутки. При этом часть рапсового масла могла бы пойти на производство биодизеля, а часть — на нужды рыбной и пищевой промышленности и даже на экспорт. Следует, наконец, прекратить порочную практику экспортировать масличное сырье и перейти на экспорт готовой продукции — масла и жмыха.

Е. СЛУЦКИЙ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.